Святой Скит Акиньшино

Святой Скит Акиньшино

8 октября, 2020 Выкл. Автор *
Среди лесов и полей, на высоком холме у тихой речки Тары стоит древнее село Акиньшино. 5 километров отделяют его от знаменитого посёлка Мстёра Вязниковского района Владимирской области. Места здесь живописные и многие паломники отправляются именно сюда, в этот удивительный, поистине святой уголок России. Кто хотя бы однажды посетил Акиньшино, тот долго не забудет красивейшего места и благодатного влияния его на дух и сердце своё.

Точное время основания села не известно. С древности остались лишь предания, передаваемые из уст в уста среди местного населения о загадочном белом камне – алатарь да исцеляющем святом источнике. Первое письменное упоминание об Акиньшино относится к 1628 году. В выписи с книг Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витовтова указывается, что земли эти принадлежали к имениям князей Ромодановских и назывались пустошью Алатарь Теренинское селище, а также Акиньшино или село Богородское.

До 1861 года владельцы села менялись. В 1666 году от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 году на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Земли первоначально принадлежали всему роду, а с 1802 года – Степану Борисовичу Куракину, с1806 года – его супруге Екатерине Дмитриевне. Она лично посетила Акиньшино в 1812 году, ища спасение от французов. От Екатерины Дмитриевны село перешло к её племяннику Дмитрию Павловичу Приклонскому. Он вносил богатые вклады для Казанского храма и открыл при нём народное училище в 1843 году, называемое «Дмитриевской школой». 7 июня 1848 года погиб его единственный сын Николай и Приклонский продал земли действительному статскому советнику Николаю Арсеньевичу Жеребцову, который стал последним владельцем Акиньшино.

Церковное строительство в Акиньшино
 В центре села возвышается Казанский храм. Облик его менялся неоднократно. В древних актах начала 17 века упоминается деревянная церковь, но за многие годы её существования она обветшала. Храмозданная грамота Иоакима – епископа Суздальского и Юрьевского, в 1729 году давала разрешение на строительство новой деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Казанской. В 1815г. местный священник Иван Бутеев и уполномоченный от прихожан крестьянин деревни Зубариха Семён Савельев обратились к Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой о дозволении вместо деревянного храма построить каменную церковь – двупрестольную с колокольнею. После получения Храмозданной грамоты 26 июня 1815 года, прихожане начали изыскивать средства. Деньги были собраны от зажиточных крестьян, а доставка и приготовление стройматериала произведены всем миром. В 1816 году священник Иван и прихожане заключили соглашение с каменщиком Гороховецкого уезда Герасимом Никифоровым. Он обязался построить храм и колокольню за два года.

8 (21) июля 1816 года в честь храмового праздника иконы Казанской Богородицы заложили новую церковь. Храм был построен в 1818 году в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанской, а придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при нём колокольня в виде четырёхугольной башни в три яруса, где были размещены 6 колоколов (самый большой весом 91 пуд). Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 года. В 1831 г. прихожане построили каменную ограду с 4 входами: западным, восточным, северным и южным.

Трагедия храма в 20 веке

20 век – это особая, трагическая страница в истории Казанской церкви. В России закрываются храмы, гонениям подвергаются их служители. Этой участи не избежала и Казанская церковь села Акиньшино. В 1932г. сброшены колокола. У хранительницы церковных древностей О.Н. Черникеевой насильно отняли ключи представители облисполкома и вывезли в неизвестном направлении древнейшие иконы и другую утварь. В 30-е годы в Акиньшино был создан колхоз «Трудовик». Казанский храм превращен в склад для хранения инвентаря и зерна. Церковь опустела и была осквернена в 80-е годы: купол, стены дали трещины и постепенно разрушались. Редкие посетители, ища укрытия от непогоды, разводили костры под святыми сводами и углем расписывали стены.

 Столетиями создавался ансамбль Казанского храма. Поколения 20 века разрушили его в течение нескольких десятилетий.
Возрождение 
    В 2001 году в Акиньшино отправляются добровольцы на расчистку храма и территорий, прилегающих к нему. В 2003 году здесь открыт Свято – Казанский скит Богоявленского монастыря, возглавляет его иеромонах Авраамий (с 2007 – Севастьян). Обитателями скита возведены жилые постройки, трапезная, смотровая площадка, ведется реставрация храма. У подножия холма восстановлен святой источник и купель для совершения церковных обрядов. Вода источника уникальна – богата минералами, чиста и считается святой, так как исцеляет, освежает и придает силы паломникам. Русские церкви представляют собой большое чудо. Религиозные обители – это красота не только в камне, но главное – в душах людей. Церковь – всегда была оплотом духовности русского народа, его силой.

 

Фото: Александр Малышев